Узлы телефонных сетей комплектуются на основе цифровых
автоматических телефонных станций, осуществляющих коммутацию телефонных
соединений и предоставляющих пользователям широкий набор функций. Спектр
дополнительных возможностей довольно широк и может включать в себя услуги
речевой почты, компьютерную обработку вызовов, формирование групп абонентов и
другие. Использование дополнительных услуг определяется спецификой задач, решаемых
на предприятии. В качестве дополнительных подсистем также применяются системы
IP-шлюзов для связи с IP-телефонными сетями, СОРМ, биллинг, CTI (компьютерно-телефонная
интеграция), системы конференц-связи, центры обработки вызовов (Call-Center) и другие.
Телефонные сети подразделяются по своему назначению на:
- городские/сельские;
- ведомственные/офисные.
В зависимости от назначения сети выбирается тот
или иной вид АТС и тип терминального оборудования. Городские АТС обычно имеют
большее количество портов, ведомственные - большее количество видов сервиса
и типов терминалов.
Опорная сеть, используемая в качестве транспортной среды для телефонии, построена на
SDH-технологии. Для
беспроводной сети
может использоваться опорная сеть, построенная на радиорелейных станциях или
WiMax BackHaul (транспорте).
Телефонные сети подразделяются по технологии на:
- Сети традиционной телефонии
Являются наиболее оптимальным решением
для автономных узлов с большой концентрацией абонентской
нагрузки и отсутствием необходимости в IP-сервисах.
Характерный пример – узлы связи крупных промышленных предприятий. Примерами решений
могут служить традиционные (или TDM) PBX Definity, Meridian и
MD110. К плюсам данного решения можно отнести: относительно низкую
стоимость, простоту установки и обслуживания, высокую
производительность и надежность. К минусам - недостаточную
гибкость при построении распределенных сетей, ограниченные
возможности взаимодействия с бизнес-процессами предприятия.
- Сети IP-телефонии
Идеальное решение для распределенных сетей с
узлами с небольшой концентрацией абонентской нагрузки и
существующей развитой IP-инфраструктурой (например, IP VPN). К
минусам данного решения можно отнести: относительно высокую
стоимость, проблемы устойчивости (вирусы, хакеры). Наиболее
характерный пример потребителя – крупная финансовая компания,
имеющая свои представительства/филиалы по всей территории РФ, а
так же ближнего и дальнего зарубежья. Наиболее известные предложения
рынка, пропагандирующие данный подход – Сisco Systems (IP-PBX
СallManager), Натекс (VoiceCom 220,
VoiceCom 8000),
Агат-РТ (Агат UX-3210) и 3COM;
- Смешанные сети (IP-телефонии и традиционной телефонии);
- Конвергентные сети
В последнее время все большую популярность приобретают так
называемые конвергентные решения. Подход сочетает в себе все
плюсы вышеперечисленных решений, не имеет существенных
недостатков и применим практически для всех отраслевых рынков.
Под конвергентными решениями обычно понимают решения, в которых
в равной степени сочетаются сервисы традиционной и IP-телефонии.
Иными словами, решения «Все в комплексе» - Голос+Данные+Интернет+Мультимедиа. Наиболее активно данный
подход пропагандируют североамериканские Avaya (сервера серии
Sxxx и решение для небольших офисов IP Office), Nortel (сервер
серии CS1000 и решение для небольших офисов BCM) и европейские
Alcatel (сервер серии OXE и решение для небольших офисов OXO) и
Siemens.
Плюсы применения конвергенции:
- сокращение расходов на содержание сети (более простое
управление и сокращение общего количества оборудования) и
саму связь (низкие тарифы на IP-трафик).
- повышение производительности труда каждого сотрудника
(оперативность и качество в принятии решения за счет доступа
к общим информационным ресурсам вне зависимости от
местоположения (офис, дом, отель, публичный хот-спот)).
- повышение производительности труда команды в целом
(совместная работа в реальном масштабе времени с общими
базами данных/информацией вне зависимости от местоположения
каждого из сотрудников).
- повышение эффективности обслуживания клиентской базы
(скорость и качество реагирования на запрос).
- реальная защита и низкий срок возврата инвестиций.